Договор комиссии – один из видов посреднических договоров, который может применяться во внешнеэкономической деятельности предприятия. В данной статье рассмотрены особенности заключения договоров комиссии в ВЭД.

   Внешнеэкономические контракты могут заключаться во исполнение посреднических соглашений. Часто включение посредника во внешнеторговую операцию позволяет оптимизировать разрешительные процедуры при экспорте товаров из Украины путем использования лицензий, разрешений государственных органов, которыми обладает посредник.

   Поэтому, нельзя обойти вниманием, по крайней мере, комиссионную форму посреднических соглашений, которая используется чаще других. Договор комиссии – договор, при котором одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за соответствующее вознаграждение совершить одно или несколько юридических действий от своего имени но за счет комитента. Далее рассмотрены ключевые пункты договора комиссии.

ПРЕАМБУЛА ДОГОВОРА КОМИССИИ

   Договаривающиеся стороны должны быть названы комиссионером и комитентом (поверенным и доверителем - в договоре поручения). Комитент - это лицо, которое дает комиссионное поручение, а комиссионер - лицо, которое принимает комиссионное поручение. Комиссионер, исполняя поручение комитента, заключает сделки с лицами, которые называются третьими лицами.

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

   Предметом комиссионного поручения является одна или несколько сделок, которые комиссионер заключает с третьими лицами за счет комитента. Действующее законодательство Украины не дает перечня сделок, которые могут быть предметом договора комиссии. Следовательно, это могут быть любые сделки, отвечающие требованиям закона: купля- продажа, бартер, подряд, хранение и пр. Понятие совершения "одной или нескольких сделок от своего имени за счет комитента" включает возможность заключения комиссионером дополнительного (промежуточного) договора с предприятием - таможенным брокером, имеющим свидетельство Государственной таможенной службы Украины на этот вид деятельности. При этом возможность заключения такого договора комиссионером рекомендуем прямо предусмотреть в договоре комиссии. Если, до момента выпуска комиссионных товаров в свободное обращение на территории Украины, они хранятся под таможенным контролем на таможенном (лицензионном) складе, комиссионеру потребуются также полномочия для заключения договора хранения с владельцем такого склада.

   Не только вид и характер, но и количество заключаемых посредником сделок (соглашений, договоров, контрактов) законом не ограничивается. Во исполнение одного договора комиссии может быть заключено несколько внешнеторговых контрактов. И наоборот, один внешнеэкономический контракт может быть заключен комиссионером на основании нескольких договоров комиссии с разными комитентами. При таможенной обработке последнего случая таможенные декларации (ТД) заполняются в количестве, соответствующем количеству договоров комиссии.

   Обязательства, возникающие между комиссионером и третьими лицами автономны, хотя их содержание и определяется комиссионным поручением (например, предмет, цена и др.). Автономия этих обязательств означает, что права и обязанности по внешнеэкономической сделке, заключенной комиссионером, приобретает сам комиссионер, а не комитент. Из автономии обязательств комиссионера и третьих лиц следует, что прохождение процедур таможенного оформлениякомиссионером не требует дополнительно включения комитента, а именно:

  • согласование с таможней, в зоне деятельности которой находится комитент, не проводится;
  • комитент может не состоять, на учете в таможенных органах. Однако при этом сведения о комитенте вносятся декларантом в ТД, для чего все-таки потребуются те документы, которые позволяют идентифицировать комитента (свидетельство о госрегистрации, справка органов госстатистики, свидетельство о регистрации плательщика НДС или письмо об отсутствии кода такого плательщика).
  • автономия комиссионера выражается также в имеющихся у него возможностях преодоления административных ограничений. Если на ввозимый (вывозимый) товар требуются лицензии или разрешения государственных органов, то комиссионер, имеющий эти разрешения, может проводить экспортно-импортные операции с товаром, принадлежащим комитенту, таких специальных полномочий не имеющему.

   Исключение из правила автономии комиссионера составляют специальные санкции за нарушение законодательства в области ВЭД по статье 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", в частности, режим индивидуального лицензирования. Проведение таможенного оформления возможно при условии отсутствия применения таких санкций не только к комиссионеру, но и к комитенту.

   В статье о предмете комиссионного соглашения детализируется объект договора - заказанный для импорта/переданный для экспорта товар - ассортимент, цены (минимальные/максимальные), количество, сроки поставки и др. При этом право собственности на комиссионные товары переходит непосредственно от комитента к третьим лицам или от третьих лиц к комитенту. Комиссионер права собственности не приобретает.

   Поскольку комиссионер не становится собственником товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины во исполнение комиссионного поручения, он может проводить декларирование таких товаров на основании договора с собственником только при наличии лицензии таможенного брокера. Обусловлено это тем, что декларирование предметов осуществляется только их собственником или на основании договора другими предприятиями, допущенным таможней к декларированию - так называемыми "таможенными брокерами". При этом договор на декларирование заключается с комитентом, если по условиям внешнеторгового контракта право собственности на комиссионные товары в момент декларирования принадлежит ему. Если же право собственности перешло к третьему лицу, договор на декларирование заключается с последним.

   Когда же у комиссионера нет указанных специальных полномочий на декларирование, он может проводить таможенное оформление через посредника-декларанта по договору. После выполнения поручения комиссионер должен передать комитенту все полученное по выполненному поручению, а также, по требованию комитента, передать ему все права относительно третьего лица, вытекающие из соглашения, заключенного комиссионером с третьим лицом (уступка требования). Такая конструкция особенно привлекательна тем, что обязанность комиссионера уступить требование комитенту возникает не в силу договора уступки требования, а в соответствии с основаниями договора комиссии и рассматривается как дополнительный элемент основных обязательств комиссионера и комитента.

ЦЕНЫ И РАСЧЕТЫ

   В этой статье договора определяется порядок формирования цены при исполнении комиссионного поручения, а также состав затрат, которые будут включены в эту цену. К примеру, импортная цена может быть сформирована следующим образом: максимальная закупочная цена по комиссионному соглашению + дополнительные расходы в соответствии с условиями поставки товара + таможенные налоги и платежи при импорте + стоимость хранения товара комиссионером (если последнее не предусмотрено договором комиссии, комиссионер по закону не имеет права на возмещение затрат по хранению имущества комитента, находящегося у него).

   Как уже отмечалось, комиссионер заключает и исполняет внешнеэкономические сделки за счет комитента. Однако действующее законодательство Украины не содержит регламентаций относительно порядка и сроков возмещения комиссионеру его затрат в связи с внешнеторговой сделкой. Следовательно, комиссионер вполне может как закупать товар для комитента за счет полученных предварительно средств последнего, так и за счет собственных средств с последующим возмещением понесенных расходов комитентом. Поэтому отказы в таможенном оформлении комиссионных товаров по причине использования собственных средств комиссионера для их оплаты нельзя считать правомерными.

   Поскольку комиссионный договор - оплатный, за услуги комиссионера должно быть предусмотрено комиссионное вознаграждение. Размер этого вознаграждения определяется соглашением сторон и может быть сколь угодно мал или велик.

СРОК ДЕЙСТВИЯ КОМИССИОННОГО ДОГОВОРА

   Определяя этот срок, необходимо соотносить его со временем действия внешнеэкономического контракта. Комиссия длится дольше, чем внешнеторговая операция по ее исполнению и, следовательно, комиссионный договор заключается ранее внешнеэкономического и заканчивает свое действие позднее - после полного расчета сторон по исполненной внешнеторговой операции (операциям). Описанные минимально необходимые условия отличают внешнеторговое посредничество от других видов обязательств. Поскольку при ввозе комиссионных товаров в Украину договор комиссии становится основным документом, опосредующим основания для получения налоговых льгот для товаров критического импорта, его анализу уделяется пристальное внимание как таможенными, так и налоговыми органами.

   Выделим основные критерии, по которым комиссия отграничивается от других сделок. Основным критерием отмежевания посреднического договора от соглашений о купле - продаже (товарообмене) является отсутствие перехода к посреднику права собственности на те предметы, которые перемещаются через таможенную границу Украины в связи с исполнением сделки.

   Комиссионный договор не должен отождествляться также и с обязательствами о выполнении работ, к примеру, - о переработке давальческого сырья. Они отличаются между собой тем, что в обязательствах по выполнению работ на одного из контрагентов возлагается обязанность выполнить работу, которая завершалась бы достижением определенного материального результата, а в обязательствах о предоставлении посреднических услуг деятельность контрагента направлена на совершение юридических и фактических действий, которые непосредственно не порождают материальных последствий.

   Существенные отличия имеются и между разновидностями самих посреднических соглашений, в частности, - комиссией и поручением. Если по договору комиссии комиссионер заключает сделки от своего имени, то по договору поручения поверенный выступает от имени доверителя. Поэтому, вследствие сделок, заключенных поверенным с третьими лицами, права и обязанности приобретает непосредственно доверитель, тогда как по договору комиссии сделки, заключенные комиссионером с третьими лицами, для комитента каких-либо прав и обязанностей не порождают, поскольку это права и обязанности самого комиссионера.